Факторы риска зрению до – и в момент сообщения диагноза


Психотравма при диагностировании глаукомы – первый реально ощущаемый пациентом фактор риска неблагоприятного течения заболевания.

Официально

Национальное руководство по глаукоме (2015 год) выделяет такие факторы риска заболевания глаукомой:

  • Наследственность, или отягощенный семейный анамнез: среди кровных родственников больных (первичной открытоугольной) глаукомой в 5-6 раз больше, чем в основной популяции населения; это означает, что если родители (или один из них) больны глаукомой, то для их детей риск заболеть повышается в 5-6 раз.
    Отсюда следует, что крайне желательно знать семейную историю глаукомы – кто именно из близких родственников страдал этим заболеванием, сколь продолжительным оно было и с каким исходом. В научных публикациях встречается упоминание о том, что люди, рожденные в годы войны и потерявшие своих близких, не могли судить о вероятности наследственной передачи глаукомы, что затрудняло тактику их собственного лечения.
  • Возраст старше 40 лет; действительно, как правило, впервые клинически выявляют глаукому у лиц средней и старшей возрастной группы.
    Это – два абсолютных фактора риска.

«Обязательный набор» рисков глаукомы

Хотя среди специалистов сегодня нет однозначного мнения о прямой связи различных заболеваний с глаукомой (практически все больные глаукомой страдают не одним сопутствующим заболеванием), – все же отнесем сюда в качестве отягощающих факторов такие:

  • сосудистые патологии и нарушения кровообращения в сосудах головного мозга (так называемые цереброваскулярные);
  • нарушения свертываемости (вязкости) крови;
  • артериальная гипертензия;
  • понижение перфузионного давления (когда разница между показателями диастолического и внутриглазного давления составляет менее 50 мм рт.ст.);
  • наличие сахарного диабета (безотносительно его типа).

Все эти факторы сами по себе не являются противопоказаниями к операциям по поводу глаукомы (для снижения внутриглазного давления), но их необходимо по мере возможности смягчить перед вмешательством, во избежание осложнений.

Особенно это касается сахарного диабета. Перед операцией глаукомы и после нее жизненно необходимо строго контролировать сахар крови.

Мы также добавляем к этому списку факторов риска

  • пережитые до диагноза глаукомы острые психоэмоциональные срывы (стрессы) и считаем этот фактор риска абсолютным ввиду его сильнейшего психотравмируюшего воздействия на человека.
Итак, мы видим перед собой универсальный (не полный) набор факторов риска заболевания глаукомой.
Понятно, что для каждого пациента он будет строго индивидуальным и более детальным.

Разделяем неуправляемые и управляемые факторы риска глаукомы

Многие из факторов риска глаукомы по своей природе являются внутренними (врожденными или приобретенными) и ими либо нельзя управлять (как, например, невозможно управлять своей генетической отягощенностью), либо трудно управлять (как, например, трудно управлять сахарным диабетом на фоне тяжелых метаболических нарушений).

Отнесем такие факторы риска к внутренним неуправляемым или трудноуправляемым факторам риска возникновения глаукомы. Таких факторов, к сожалению, очень много и они в значительной мере ответственны за трудности в лечении глаукомы.

Конечно, совершенно неуправляемым фактором риска является возраст. Специальные исследования отечественных офтальмологов путем длительных наблюдений за больными глаукомой показали, что даже при подборе адекватной терапии, жестком соблюдении режима лечения и нормализованном внутриглазном давлении у значительной части больных открытоугольной первичной глаукомой (до 60% численности) наблюдается постепенное необратимое снижение зрительных функций вследствие сенильных нейродегенеративных процессов (то есть вследствие естественных процессов старения).

К трудноуправляемым факторам относится форма сахарного диабета, осложненная давностью и тяжестью метаболических нарушений, с трудом корректируемых инсулиновой терапией.

Потеря зрения зависит также от стадии глаукомы: на первой стадии в течение года больной может не потерять остроту зрения, на второй стадии за тот же срок – теряет 0,08 остроты зрения и на третьей стадии – уже 0,1 остроты зрения.

На каждой стадии происходит все более значительная утрата периферического зрения по мере гибели зрительного нерва (подробности здесь).

Жестокие нарушения зрения при сочетании глаукомы и сахарного диабета на фоне отсутствия ответственного отношения к лечению хорошо описаны в литературе, здесь мы скажем лишь, что мощным фактором риска являются не столько высокие абсолютные цифры сахара крови, сколько их резкие колебания в течение суток.

Специалисты признают, что болезнь сама по себе является мощной психологической травмой .

Пациент, услышавший от врача диагноз «глаукома», переживает психологическую травму (можно сказать мягче – ущерб психологическому здоровью).
Действительно, глаукома – по мере ухудшения зрения – резко ограничивает профессиональную активность, круг интересов, сужает общение, изменяет систему жизненных ценностей. На психологически слабого человека диагноз глаукомы действует как своеобразный нокдаун.

Заболевший глаукомой человек часто находится в растерянности, не понимает, насколько происходящее серьезно и к каким последствиям оно может привести.

По зрелом размышлении можно понять, что психотравма, получаемая пациентом при диагностировании у него глаукомы, – это первый реально ощущаемый фактор риска неблагоприятного течения заболевания.

Сила травмирующего воздействия этого фактора риска во многом зависит от типа старения, как мы увидим в следующем разделе.