Зачем это знать?

Нередки случаи, когда больные глаукомой ничего не знают о состоянии собственных глаз, о возможностях и перспективах лечения. Этот пробел каждый человек сегодня может заполнить сам или с помощью окружающих.

В завершающем информационном разделе мы хотели бы более развернуто пояснить свое стремление к расширенному знакомству аудитории с проблемой глаукомы.

Среди посетителей сайта наверняка найдутся скептики, которые подумают: «Зачем мне это знать? Приведется в жизни столкнуться с глаукомой – так это обязанность врачей меня лечить».

Безусловно, вы вольны в своем выборе – нажать кнопку и покинуть это онлайн-пространство. Но мы просим таких товарищей немного задержаться и прислушаться к доводам в пользу знакомства с проблемой глаукомы.

  • К сожалению, никто не застрахован от глаукомы, в особенности – лица, относящиеся к группе риска (достигшие определенного возраста, имеющие кровных родственников с диагнозом глаукомы и ряд соматических отягощающих патологий). Кроме того, сегодня не существует способа радикального излечения глаукомы.
    В идеале навыки жизни рядом с больным человеком (в том числе глаукомником), равно как и навыки преодоления собственных трудностей в случае заболевания – должны быть сформированы (воспитаны) семьей у каждого человека, наравне с гигиеническими (уход за собой) и социальными (коммуникативным) умениями, которые мы приобретаем в детстве.Такие навыки могут стать востребованными в самый неожиданный момент, они окажут вам неоценимую услугу в течение жизни и могут в том числе облегчить жизнь близкого.
    В материалах нашего сайта мы достаточно подробно расписали, как именно следует поступать содружеству больного с близкими ему людьми перед лицом такого серьезного жизненного испытания, как глаукома, стремясь постоянно напоминать об определенной эмоциональной и физической напряженности, связанной с этим заболеванием.
  • Слишком высоки риски слепоты при нелеченой глаукоме и при халатном отношении к своему здоровью, ведь жизнь, как известно, дается один раз. Утрата зрения при глаукоме (в запущенной стадии) невосполнима. Поэтому пренебрежение знаниями о рисках возможной слепоты (особенно при наличии предпосылок к этому) – равноценно пренебрежению к грозящей опасности, своего рода игре с обстоятельствами, браваде, в конце концов – преступлению перед самим собой.
  • Утрата зрения (в том числе вследствие глаукомы) – резко снижает качество жизни человека, несмотря на все возможные смягчающие действия, предпринимаемые родственниками. Она нивелирует возможности полноценного взаимодействия с окружающими, самообслуживания, вовлеченности в творческую активную деятельность, — то есть обрывает и делает «провисшими» множество нитей, связывающих человека с миром.
  • «Мы ленивы и нелюбопытны», — сказал великий Пушкин, имея в виду, что люди равнодушны к предшествующему и современному опыту и знаниям.
Можно сказать, что отношение к заболеваниям, определяющим качество жизни, свидетельствует об уровне общей культуры человека.

Действительно, большинство больных глаукомой, по данным научной периодики, либо сознательно избегают/отторгают информацию о своем заболевании, либо в силу каких-то причин не могут ее получить или найти.

С одной стороны, выявляемость глаукомы в нашей стране не дает представления об истинном уровне заболевания, и остается низкой.  Признавая это, специалисты пишут, в частности, о таких факторах, как: «…труднодоступность медицинской помощи, низкое качество медицинского обслуживания, отсутствие активного выявления первых признаков заболевания и пожизненного диспансерного наблюдения за больными с глаукомой..»

Как следствие, создается ложное представление о распространенности глаукомы и глазных патологий вообще. На эти факторы действительно трудно повлиять «обычному» больному.

С другой стороны, у подавляющего числа больных офтальмологическими заболеваниями, в том числе глаукомой, элементарно нет знаний о состоянии собственных глаз и возможностях и перспективах лечения.  С этим положением каждый из нас справляться может и даже обязан, если не самостоятельно, то с помощью окружающих.

Согласно имеющимся данным,

  • ничего не знают о рисках возникновения и заболевании в целом до момента установления диагноза – 83%,
  • имеют несистемные знания – 12%,
  • специально изучают литературу по глаукоме и знакомы с материалами электронных сайтов по профилактике утраты зрения от глаукомы – 5%.


На дворе – ХХI век с его информационными возможностями… Результат самообразования в актуальной для каждого человека области не замедлит появиться и будет выражаться в осознанной осведомленности о собственном зрении.

Никто не отменял лозунги «Здоровье каждого – богатство всех» и «Предупрежден – значит вооружен».

  • Осознанность информации – важнейшее условие ее усвоения и эффективного применения на практике.

Осознанность означает, что в любой момент жизни (например, в момент диагноза глаукомы, или в первые часы после операции, или на одном из контрольных замеров внутриглазного давления) мы можем оценить этот момент для себя как поражение или как небольшую победу. Соответственно такой оценке мы ведем себя в повседневной жизни и выстраиваем себе свое оптимальное качество жизни. Мы осознанно выбираем для себя способ существования: с глаукомой или без нее, в худшем или лучшем состоянии зрения и так далее.  Овладение знаниями о глаукоме и сопутствующих ей проблемах помогает сделать выбор в правильном направлении.

Осознанность в отношении глаукомы означает также системность знаний о своем состоянии в целом, то есть информированность о риске зрению со стороны основных функциональных систем организма.

Например, для глаукомника опасны недостаточность мозгового кровообращения (ишемия мозга) и снижение проходимости крупных сосудов шеи и конечностей (наличие атеросклеротических бляшек) в анамнезе; повышенные показатели свертываемости крови (коагулограммы); дефицит/избыток макроэлементов (электролитов) крови; жировой гепатоз крови; критические значения современных маркеров риска сердечно-сосудистой катастрофы (прежде всего NT-proBNP) и многое другое, индивидуально для каждого больного глаукомой.

Наличие каких-либо отклонений этих показателей однозначно означает необходимость параллельного постоянного мониторирования со стороны узких специалистов (кардиолога, эндокринолога, невролога), так как  недостаточное кровоснабжение мозга и биохимический дисбаланс крови чреваты дефицитом жизнеспособности органов зрения.

Осознанность важна, потому что она не позволяет забывать о быстротечности и хрупкости жизни, о своих мечтах,  целях и жизненных ценностях. Она позволяет не свернуть с пути к этим целям под напором преодолимых внешних обстоятельств (глаукома).

  • Наконец, навыки, обретаемые и больным, и семьей в противостоянии глаукоме, не универсальны, а относятся к общечеловеческим.

Это глобальные (более «философские») проблемы устойчивого развития (как мы сказали в самом начале, три точки обеспечивают устойчивость функционирования любой системы) и более частные (более «приближенные к жизни»), но пронизывающие каждый день нашего существования проблемы жизнестойкости, психологической пластичности индивида.

Это умения преодолевать препятствия (навык копинг-стратегий), создавать и поддерживать благополучие в семье, способность к сопереживанию (эмпатии) и многое другое, необходимое в ситуации болезни и здравия, то есть на протяжении жизни.

  • Как мы уже поняли, за пассивным/агрессивным отношением больного к необходимости посещения врача и лечения скрываются психологические тормоза:
  • отрицание серьезности ситуации (блок психической защиты);
  • неумение или нежелание заботиться о себе (перекладывание забот на окружающих);
  • психологическое манипулирование родными, которые слишком контролируют и опекают;
  • неосознанное самонаказание («специально делаю хуже себе») и многое другое («в каждой избушке свои погремушки»).

В этой связи хочется провести параллель глаукомы и диабета. Известен психологически-поддерживающий посыл больным диабетом: «диабет – не заболевание, а образ жизни».

Обучение самоконтролю и правилам жизни и соответствующая психологическая подготовка позволяют ощущать себя не жертвой пассивной поджелудочной железы, а обычным человеком с особенностями жизненного уклада.

Точно так же  может и должна быть выстроена работа с больными глаукомой, с тем только различием, что она должна проводиться не только и не столько с самими больными (в силу их преимущественно пожилого возраста), а с родственниками.