Глаукома провоцируется грузом пережитого и жизненными ситуациями, играющими роль спускового механизма. Потрясение могут вызвать не только стресс, горе, но и бурная радость, счастье.
Все мы сталкиваемся с тем, что поздний возраст имеет и свои тяжелые проявления.
Старость не радость
Сегодня благодаря международной научной школе известен широчайший спектр личностных нарушений, присущих позднему возрасту и характерных для психологически осложненного старения:
- Это нарушенный контроль поведения (безразличие к внешнему виду при отсутствии депрессии; утрата навыков поведения за столом; невозможность сосредоточиться; трудности в организации диалога; сфокусированность на одной теме общения; невозможность быстро перестроиться на другую тему общения).
- Это нарушение социализации (преобладание избегания, постоянная напряженность и тревожность, повторяющиеся назойливые стереотипные фразы типа «извините меня», стремление к уединению в затемненное помещение).
- Это принципиальная невозможность следовать принятым в обществе установкам межличностного общения (многословная речь с жестикуляцией, без внимания к реакции на нее со стороны собеседника; скудность словарного запаса речи.
- Это неспособность четко распознать эмоции собеседника и вступить с ним в эмоциональный контакт, разделяя положительные Steam-server.ru
или отрицательные эмоции (гнев, радость, грусть, печаль, равнодушие). То есть неспособность взаимности в переживании разных радостных и горестных ситуаций.
Именно непонимание эмоционального дефицита, присущего старому человеку, лежит в основе многих конфликтов поколений. - Это зацикленность на себе в момент контакта и игнорирование психического состояния другого человека (находящегося в момент контакта в горе или угнетенном настроении).
- Это пренебрежение к нормам этикета (одежде, темам общения и др).
- Это открыто грубое отношение к собеседнику в момент контакта, нарушение границ поведения. Неспособность адекватно воспринимать понятные большинству шутки, метафоры, иронию.
Глаукома как дополнительная нагрузка
Кроме того, есть данные о том, что глаукома провоцируется не только имеющимся грузом пережитого, но и «толчковыми» жизненными ситуациями, играющими роль спускового механизма.
Таким «ломающим» переживанием может быть не только горе, но и радость и счастье. Известно, что счастье, как сильнейшая эмоция, может быть причиной психологических срывов.
До настоящего времени нельзя с уверенностью сказать, что здесь первично, а что вторично – является ли глаукома следствием психологической нагрузки или же она является тяжелым психологическим последствием глаукомы. Скорее всего, оба предположения верны и тем важнее внимание к психологическому состоянию человека, на себе испытавшего известие о наличии тяжелой проблемы со зрением.
Здесь мы вплотную подошли к пониманию того, насколько важны для преодоления трудностей позитивные ресурсы, о которых мы сказали выше.
Психологический портрет глаукомного больного
В отечественной научной литературе есть сравнительно немногочисленные данные о психологическом состоянии возрастных больных глаукомой. Для этих больных характерны черты, присущие возрастным хроническим больным в целом. У них формируются психологические блоки, препятствующие адаптации к заболеванию и конструктивным действиям совместно с семьей и врачом.
Например, по данным научной периодики был составлен обобщенный психологический портрет глаукомных больных .
Группа авторов описала и дополнила сложившееся в 50-90-х годах прошлого столетия стереотипное представление о том, что даже в отсутствие сопутствующей патологии, при стабильном и нормализованном уровне внутриглазного давления, глаукомные пациенты «…предъявляют множество жалоб на состояние своего здоровья, психологическая выносливость их снижается параллельно длительности заболевания и существенно падает их способность к адаптации в изменяющихся условиях жизни».
Как оказалось, более половины численности больных глаукомой фиксируются на своем заболевании (вплоть до суицидальных попыток) и отличаются пассивной жизненной позицией; они заведомо уверены в своей неспособности «нормально жить и работать», несмотря на реабилитационные усилия со стороны врачей и близких.
По сути, такие больные добровольно выводят себя из социума.
Как мы увидим при описании поведения хронических больных, напряженность (состояние потрясения) и склонность к повышенному вниманию к себе представляют собой весьма значимые для адаптации клинические симптомы.
В общем виде типичный набор психологических блоков адаптации у возрастного больного глаукомой может выглядеть следующим образом:
Психологические блоки больного глаукомой, препятствующие адаптации
- отрицание серьезности ситуации
- перекладывание забот на окружающих
- манипулирование близкими
- неосознанное самонаказание («специально сделаю хуже себе»)
В настоящий момент установлено, что больные глаукомой могут быть подразделены на пять групп в зависимости от их психотипа, из которых лишь один психотип не создает выраженных трудностей для реабилитации больных глаукомой.
При этом оказалось, что
- 68% больных предпочитают общение с «сопереживающим» врачом (то есть располагающим к общению и сопровождению в процессе лечения);
- есть мнение, что больные отводят основную роль в своем лечении врачу (54%), затем – среднему медперсоналу и социальным работникам (19%),
- и лишь на третьем месте по значению оказываются родственники (18%) (см. рубрику Меню «Принцип трех точек»).
Поясним, почему психотип больного глаукомой и его возраст столь важны для психологической коррекции дальнейшей жизни и поведения.
При слабом психотипе и сравнительно раннем диагнозе глаукомы (40-50 лет), когда еще не начались процессы интеллектуального угасания (сенильной нейродеградации), все еще возможен конструктивный контакт врача и/или родственников с больным.
К такому больному, если это допускает его состояние, возможно осторожное применение известной психотехники «жесткой любви».
Эта стратегия проводится родственниками в два этапа. Сначала больному спокойно и без психологического давления, доступным ему языком объясняют суть глаукомы, риски несоблюдения режима лечения, последствия безответственного отношения к лечению.
Если больной сопротивляется этой информации, то, с разрешения врача-офтальмолога (sic!), может быть однократно нарушен режим лечения (графика закапывания капель), с тем чтобы больной сам прочувствовал ухудшение состояния и понял, что необходимо прислушаться к тому, что ему говорят.
Эта психотехника может быть расценена как «силовой» (не самый оптимальный) и даже «запасной», крайний способ мотивирования больного на взаимодействие с врачом и/или родственниками и на хотя бы незначительное включение в процесс реабилитации.
Если же больной глаукомой относится к старшей возрастной группе и принадлежит к более тяжелым психотипам, а также если он менее сохранен интеллектуально, то контроль за лечением и ответственность за состояние больного неизбежно ложатся на родственников.
В этой ситуации адекватным выходом становится обучение родственников уходу за глаукомным больным. Позднее мы скажем более четко об этом. Здесь же упомянем, что обучение родственника служит стратегией адаптации к измененному качеству жизни.
Группа клинических психологов описала свои наблюдения за психологической реабилитацией пациентов с глаукомой . Авторы дали анализ психологической ситуации, в которой оказывается глаукомный больной.
Именно поэтому в материалах сайта мы делаем акцент на моменте объявления диагноза глаукомы, считая его переломным в психологическом состоянии больного.
По мере развития заболевания (его прогрессирования) конструктивные механизмы психологической защиты могут вытесняться инфантильными стратегиями «покоя» и «избегания». То есть человек «впадает в детство», избегая участия в разрешении своей тяжелой ситуации.
Итак, диагноз зафиксирован. В случае предшествующего осложненного старения возникают осложнения с разработкой стратегий адаптации к жизни с глаукомой.
Конечно, в реальности рафинированных благополучных и осложненных форм старения не встречается. Диагноз глаукомы накладывается на совокупность и тех, и других качеств человека. В каждом отдельном случае разрабатывается индивидуальная стратегия адаптации к жизни с глаукомой.
Первыми шагами в этом направлении становятся принятие болезни и принятие на себя ответственности за ее течение и исход, как мы увидим далее.
- составить честный психологический портрет своего больного глаукомой (желательно в динамике за последние несколько лет), чтобы проследить изменения в системе ценностей, в характере, поведении;
- при составлении портрета отдельно перечислить позитивные и негативные качества личности больного; постараться представить себе, с какими качествами можно было бы поработать в сторону изменения и насколько это реально с данным больным;
- в соответствии с получившимся психологическим портретом и картой рисков выстроить индивидуальную иерархию рисков глаукомы по уровням, от высокого к низкому;
- разработать план психологической реабилитации больного на ближайшую перспективу и на более отдаленное время;
- отмечать малейшие позитивные изменения в характере и/или поведении и стараться закрепить их .