Правило трех точек

Задача врача в системе сопровождения – научить человека быть здоровым, взаимодействуя на равных с остальными значимыми лицами и отвечая за медицинскую составляющую

Говоря о системе сопровождения больного глаукомой, мы должны уяснить себе, из каких составляющих и в каких соотношениях она выстраивается. Структура сопровождения строится на основе известного правила трех точек, вынесенного в заглавие раздела.

Применительно к проблеме глаукомы правило трех точек опоры означает:

для каждого больного глаукомой совместными усилиями врача, больного и его близких создается защитная «оболочка» в форме устойчивой трехкомпонентной системы сопровождения:

  • терапевтическое/и/или/ хирургическое сопровождение,
  • психологическое сопровождение со стороны семьи, друзей и любых лиц близкого окружения, значимых для больного,
  • собственные психологические и физические ресурсы адаптации больного.

Эта «система трех точек» призвана защитить человека в периоде реабилитации и поддерживать в дальнейшей повседневной жизни. Она учитывает тот факт, что в жизни больных глаукомой нет мелочей.

Как же складывается структура сопровождения?

Проведенный нами научный информационный поиск данных показал, что, как правило, больной глаукомой соотносит свои ожидания от лечения глаукомы прежде всего с лечащим врачом (см. первую инфографику).

  • Больные глаукомой видят в лечащем враче главного человека, ответственного за их лечение – 54%.
  • Семью и близких больные «оценивают»  в этом отношении втрое «ниже» – лишь 18%, – даже меньше, чем  социальных работников – 19%.

В традиционном понимании медико-этических норм оказания помощи, задача врача – помочь больному победить болезнь.  Врач отвечает за диагностирование и назначение средств борьбы, взаимодействуя только с больным, то есть фактически единолично опекая  его.

Такая система защиты больного не сбалансирована и неустойчива, и, как следствие – она недостаточно эффективна для лечения, реабилитации и адаптации к дальнейшей жизни.

 

Согласно же современным воззрениям медицинской этики, задача врача – научить человека быть здоровым. Врач взаимодействует на равных с остальными значимыми лицами, отвечая за медицинское сопровождение (см. вторую инфографику).

Такая система защиты больного сбалансирована и устойчива, и, как следствие – она должна быть эффективна.

Именно парадигму сопровождающего  научения (согласно второй инфографике) мы положили в основу проекта «Глаукома: стратегия адаптации».

Эту парадигму мы имеем в виду, когда говорим, что наш сайт построен по принципу patient education – научения больных.