Окислительный стресс, нарушающий функционирование живой клетки – экологический фактор риска развития глаукомы
К окислительному стрессу особенно чувствительны женщины с диагнозом открытоугольной глаукомы старше 57 лет.
Глаукомный процесс может быть инициирован не только «напрямую» действующими сопутствующими заболеваниями, но и вторичными обходными путями, через экологические факторы разрушающего характера.
Постепенно раскрываются причинно-следственные связи глаукомного процесса и жизненной среды, которые на первый взгляд кажутся даже парадоксальными, – аналогично тому, как если бы мы во время прогулки встретили за углом столь же ошарашенного жирафа.
Научный поиск показывает сегодня, что такие связи вполне логичны и существуют.
Например, давно исследуются последствия длительного воздействия на организм так называемого окислительного стресса (см. терминологический словарь). Их вполне логично признать актуальными в изучении глаукомы и совершенствовании лечебных стратегий.
Гистерезис роговицы, corneal hysteresis, CH Корнеальный гистерезис (КГ) – условный показатель биомеханической устойчивости роговицы глаза к деформирующему воздействию, ее вязкости и эластичности. Иначе говоря, это показатель реакции роговицы на внешнее воздействие. Позволяет прогнозировать качество зрения при глаукомном процессе. Низкий КГ свидетельствует: 1) о наличии повреждений зрительного нерва и полей зрения и риске прогрессирования глаукомы; 2) об изменениях внутриглазного давления (ВГД). При повышении ВГД КГ снижается, соответственно проведение гипотензивной терапии приводит к его повышению. Не путать с базовой центральной толщиной роговицы. Биологический антиоксидантный потенциал, Biological Antioxidant Potential, BAP Условный критерий оценки устойчивости живой клетки (ткани, органа) к разрушающему воздействию факторов жизненной среды. В данном случае – способности противостоять окислительному стрессу – состоянию, вызванному биохимической агрессией со стороны чрезмерной концентрации оксидантов – свободных радикалов (СР). Состояние окислительного стресса очень опасно для организма тем, что провоцирует множественные разрушения живых клеток и необратимые изменения органов и тканей. С разрушительным действием СР связано развитие рака, диабета, астмы, артритов, атеросклероза, болезней сердца, Альцгеймера, рассеянного склероза. Можно считать, что длительный психоэмоциональный стресс наряду с генетической предрасположенностью являются пусковыми механизмами глаукомы. BAP определяется в том числе состоянием митохондрий, то есть усугублением нейродегенерации, характерной и для глаукомы. Природные антиоксиданты – ферменты, витамины, микроэлементы (селен)
В текущем году группа японских медиков (университет Тохоку) пополнила научный багаж офтальмологов, сообщив о значимой роли антиоксидантного статуса организма в патогенезе глаукомы
(https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31953470/
DOI: 10.1038/s41598-020-57520-x ).
Своими исследованиями эта группа стремится расширить представления о пусковых механизмах глаукомы и применить здесь информацию об окислительном стрессе как биологическом агрессоре.
Они предположили, что даже на фоне стабильных показателей внутриглазного давления глаукома может усугубляться из-за ухудшения специфических свойств тканей роговицы (упругости, вязкости и эластичности).
Были изучены биомеханические параметры роговицы в сравнительно небольшой выборке из 103 пациентов.
В этом исследовании были две основные гипотезы:
- системный антиоксидантный статус (то есть, сопротивляемость организма окислительному стрессу) может вносить вклад в патогенез глаукомы;
- «относительно пожилые» пациенты женского пола с низким уровнем антиоксидантов могут быть более восприимчивыми к окислительному стрессу, осложнением которого становится глаукома.
Действительно, оказалось, что в связи с глаукомой должны отслеживаться как минимум два индивидуальных фактора: уровень внутриглазного давления (практикуется давно) и сопротивляемость системному антиоксидантному стрессу (предлагается к внедрению).
Эти авторы заявили, что к системному антиоксидантному стрессу особенно чувствительны женщины с диагнозом открытоугольной глаукомы старше 57 лет. Они должны быть выделены в отдельную группу наблюдения за течением глаукомного процесса
Авторы связали этот феномен с возрастными биохимическими особенностями женского организма. Они описали качество основного компонента стромы (тела) роговицы – коллагена в указанном возрасте и указали, что окислительный стресс, в том числе, кислородное голодание, нарушает баланс синтеза и деградации коллагена, снижая синтез и усиливая тканевый распад.
Кроме того, у этой группы пациенток снижен уровень эстрогена, полового гормона, известного своей нейропротекторной (защищающей нервные клетки) функцией при глаукоме. Известно также, что эстроген способствует синтезу коллагена и снижает ВГД до физиологически приемлемых уровней (индивидуальных). В этой группе снижен также уровень природного антиоксиданта глутатиона (его применяют в медикаментозной терапии многих заболеваний).
Настал момент встречи с жирафом.
В 2018 году журнал Environmental Health Perspectives разместил совместное сообщение большой группы итальянских, канадских и американских специалистов о возможной связи кумулятивного (постепенного) накопления свинца в скелетной большеберцовой и надколенной костной ткани с отдаленным риском развития глаукомы.
Авторы заявили тогда: «…Мы ожидаем, что наше исследование повысит осведомленность общественности о совокупном воздействии свинца в окружающей среде, предоставит новые точки зрения для изучения патогенеза глаукомы, даст новые идеи для вмешательств при глаукоме, такие как снижение окислительного стресса от наличия свинца в тканях глаза, обеспечит новые пути эффективного уменьшения глобального бремени слепоты».
Интересно, что это было первое
эпидемиологическое исследование, показывающее связь между уровнем свинца в
костях и риском первичной открытоугольной глаукомы в продольном масштабе (в течение
определенного периода времени с повторными анализами). Оно показало, что свинец
в костях может представлять реальную опасность развития открытоугольной
глаукомы в мужской популяции США,
особенно среди городского населения. Так, за 15 лет наблюдения 10-кратное
увеличение уровня свинца в пробах из надколенника было связано с приростом
риска открытоугольной глаукомы более чем
в 5 раз
Справедливости ради надо сказать, что, скорее всего, перед нами два независимых исследования, авторы которых: 1) работали в разных странах с популяциями, принадлежащими к принципиально различным этносам с разной культурой; 2) просто обратили внимание на разные полученные факты; 3) привязали или не привязали обнаруженный феномен к конкретному биологическому агрессору – оксиданту (тяжелому металлу свинцу или другому фактору). Поэтому, строго говоря, сопоставлять их некорректно.
Тем не менее, для нас важно, что авторы сообщения 2018 года утверждают, что существуют «пре-симптоматические» риски глаукомы, зная которые возможно снизить бремя глаукомной слепоты для общества. Они рассмотрели в том числе возможность опосредованного влияния свинца на глаукому через мутации определенных генов, а также через нарушение работы дренажной системы глаза и провоцируемое скопление внутриглазной жидкости.
Исследования сопряженности глаукомы и сопутствующих нарушений здоровья активно продолжаются.
В том числе наше внимание привлекла публикация большой группы корейских исследователей о связи глаукомы с риском онкологических заболеваний на платформах Scientific Reports и PubMed.gov [DOI: 10.1038/s41598-020-65116-8].
Мы не возьмем на себя смелость судить об этом исследовании, проведенном на общенациональном уровне, тем более что речь в нем идет лишь о глаукоме нормального давления в возрастной группе 60 лет и старше. Отметим только, что авторы полагают статистически достоверной выявленные в течение 4 лет связи глаукомы с диабетом, гипертонией, дислипидемией, низким уровнем холестерина, повышенным гликемическим индексом и сниженным АД (систолическим и диастолическим) по сравнению с контролем. Авторы утверждают, что у мужчин с глаукомой чаще встречается рак кожи и простаты, тогда как у женщин с глаукомой ─ рак прямой кишки, легких, почек, различные лимфомы. Делается вывод, что общий уровень заболеваемости раком составил в Корее 12,23 на 1000 человек в группе с глаукомой, по сравнению с 11,62 на 1000 человек в контроле. Представляется все же, что обобщение разных форм онкологии в данном контексте некорректно, поскольку обсуждаемое суммарное превышение (на 5%) скорее можно оценить как слабую тенденцию, а не действительное различие.