Двусторонняя глаукома ограничивает скорость чтения
Проблемы чтения – одна из основных причин самоограничивающего поведения при двусторонней глаукоме
Способность объемно и четко воспринимать окружающий мир обеспечивается нашим врожденным свойством бинокулярного зрения – одновременного восприятия объекта двумя глазами. Благодаря согласованной тонкой работе двух механизмов (фиксации глаза на определенной точке поля зрения и «слияния» результатов работы правого и левого глаза в единый зрительный образ), мы видим стереоскопически.
Сегодня специалисты сходятся во мнении, что в зрительном анализаторе (сложной нервной системе глаз-корковые системы мозга) центральное зрение и периферическое (не-центральное) зрение отвечают за то, чтобы изображение интересующего нас объекта попадало одновременно на одни и те же участки сетчатки обоих глаз (эта координация носит название корреспонденции сетчатки).
Центральное зрение способствует различению деталей и размещения в пространстве, а периферическое зрение используется для общей пространственной ориентировки.
Процесс слияния и образования единого зрительного образа сопровождается бификсацией, то есть задержке и анализа (изучения) объекта. Благодаря бификсации мы можем сосредоточиться на привлекательном для нас предмете (объекте) внимательно.
Известно, что слепота одного глаза нарушает механизмы бификсации.
Различия в эффективности работы обоих глаз ослабляет чувствительность бинокулярной зрительной системы и затрудняет слияние или делает его вообще невозможным. Обобщенный (объединенный) зрительный образ становится размытым, и механизм бификсации выходит из строя
Более подробно о тонких механизмах зрительного восприятия можно прочитать здесь https://lektsia.com/4×1329.html и на многих сайтах, посвященных физиологии зрения.
Нарушения бинокулярного зрения непосредственно связаны с нарушениями такого жизненно важного навыка, как чтение.
Связь понятий «зрение» и «чтение» сегодня раскрыта достаточно полно отечественными специалистами. Об этом, например, можно прочитать здесь.
Замедленное чтение (или так называемое «усталое» чтение) характерно для такой категории больных открытоугольной глаукомой, как больные двусторонней глаукомой.
Больные двусторонней глаукомой читают медленнее, чем люди с нормальным зрением – в среднем на 19%. Исследования причин трудностей с чтением у таких больных (среднего возраста 64,7 года, 82% больных находились на ранней стадии двусторонней глаукомы) были проведены, специалистами Университета Алабама (США) MiYoung Kwon; Rong Liu; Bhavika N. Patel; Christopher Girkin.
Результаты опубликованы в статье « Slow Reading in Glaucoma: Is it due to the Shrinking Visual Span in Central Vision?» журнала Investigative Ophthalmology Visual Science в ноябре 2017 года. Эту публикацию в оригинале можно найти на сайте журнала в архиве 2017 года, перейдя по ссылке.
Оказалось, что, независимо от стадии глаукомного процесса, ухудшение качества чтения (его замедление), а, значит, и ухудшение качества жизни пациента наиболее точно можно прогнозировать по изменению визуального диапазона – количеству одновременно видимых и распознаваемых букв за одну фиксацию. Экспериментально было установлено, что больные двусторонней глаукомой способны за одну фиксацию распознавать в среднем на 2,3 буквы меньше, чем лица с нормальным зрением.
Исследователи подтвердили нарушение бинокулярного зрения (по функции слияния зрительных образов) у больных с двусторонней глаукомой.
Кроме того, среди исследованных больных с двусторонней глаукомой были отмечены аномальные движения глазных яблок во время чтения.
Исследователи проверяли также более ранние данные других авторов о том, что для глаукомных больных важна контрастность печати, а также данные о связи трудностей чтения у таких больных с нарушениями их центрального и периферического зрения. Они пришли к выводу, что у больных с двусторонней глаукомой уже на ранних стадиях могут наблюдаться более серьезные выпадения полей зрения, чем считалось ранее.
Такие серьезные нарушения заставляют больного самоограничивать свое поведение и отказываться от любимых занятий, требующих зрительного напряжения – разгадывания головоломок и кроссвордов, чтения газет и книг с мелким шрифтом, а также от пользования гаджетами с обычным экраном (без крупного шрифта). Необходимость переключения на другие занятия (радио, прогулки, беседы, контакты с окружающими) может вызвать раздражение и более сильные эмоции, что чревато повышением внутриглазного давления.
Авторы приняли во внимание и данные о том, что трудности глаукоматозного чтения вызываются особенностями печати – шрифтами, их размерами (кеглем) и структурой текста (количеством букв, частотой строк и слов в строке, расположением текста на странице). Эти факторы, однако, гораздо проще регулировать, чем проблемы со зрением.
В любом случае, больной глаукомой должен знать, что его когнитивные (познавательные) функции уже на ранней стадии глаукомы могут стать в определенной мере сниженными из-за искаженного бинокулярного зрения.