Глаукома: тайны королевства кривых зеркал

Посеешь судьбу – пожнешь глаукому?

Глаукому мы можем рассматривать как психологическое защитное экранирование, а страх – как мощный провоцирующий фактор риска глаукомы

В материалах сети интернет, так или иначе затрагивающих тему нарушенного зрения, все чаще появляются краткие сообщения (перепечатки материалов), касающиеся уникальной связи между глаукомой и индивидуальными особенностями психики человека. При этом риски нарушений психологического состояния, то есть риски расстройств личности в этих сообщениях связаны именно с глаукомой, а не с какими-либо еще патологиями зрения.

Образно говоря, глаукома может отражать скрытые до определенного момента риски патологических состояний, вызванных в свою очередь множеством разрушающих процессов на уровне нервной и сосудистой систем. Доказательств этому все больше.

Так, в научно-исследовательском Вашингтонском университете (Сиэттл, США) установлена причинно-следственная связь глаукомы, макулярной дистрофии и диабетической ретинопатии с повышенным риском болезни Альцгеймера (возрастной деменцией). У больных с катарактой риски этого заболевания не были выявлены. При анализе картины болезни в многочисленных группах больных установлено, что у имевших глаукому, и/или макулярную дистрофию, или/и диабетическую ретинопатию, риск развития деменции на 40-50% выше.

Эти доказанные научные факты свидетельствуют, что практическая офтальмология может существенно помочь выявлению людей из группы риска развития деменции. Данная проблема весьма актуальна, так как численность больных деменцией в мире превышает 47 миллионов человек. Уже через 30 лет она может превысить 130 миллионов человек. Эти сведения можно было в минувшие недели видеть на разных сайтах, например, здесь:

Таким образом, есть обратная связь глаукомы с иными заболеваниями, непривычная для нас: по наличию установленного диагноза глаукомы можно прогнозировать риски личностных расстройств. Следовательно, неизбежная, необходимая и эффективная реальность сегодняшней профилактической и клинической медицины – это межпрофильное взаимодействие специалистов

А это означает совершенно другие требования к профессиональной подготовке медиков и к компетенции офтальмолога, в частности. Принципиально новое понимание глаукомы как расстройства сложной неоднозначной природы вполне соответствует этой новой тенденции взаимодействия офтальмологов-хирургов, прежде всего – со специалистами в области нейропсихологии, клиническими психологами, терапевтами

Большой вклад в исследование этой взаимосвязи внесен американским нейроофтальмологом профессором Джонатаном Д. Тробом (Jonathan D. Trobe).

Мы уже описали в брошюре «Глаукома: стратегия адаптации» особенности психологического портрета больного глаукомой. Тот, кто еще не знаком с этим материалом, может перейти по ссылке.

Воспользуемся возможностью дополнить этот объем информации.

В отечественной научной периодике и образовательных материалах по вопросам нарушения зрения и сопряженных с ним проблем детально разобрана психология человека с утратой зрения или находящегося под угрозой такового. В книге А. Квасенко и Ю. Зубарева (1980) «Психология больного» в главе, посвященной состояниям при утрате зрения, на основании исследований многих авторов указывается, что «…в психологии любого человека, страдающего заболеванием глаз, независимо от степени угрозы потери зрения, всегда выступает опасение и даже страх стать слепым…. В 70-х гг. прошлого столетия уже было известно, что у больных глаукомой страх, угнетенность, тревожность могут быть затяжными и продолжаться до нескольких лет». [https://vprosvet.ru/biblioteka/poterya-zreniya/]

Есть мнение, что страх представляет собой эмоцию, которая может причинить наибольший ущерб зрению. Объясняется эта взаимосвязь следующим образом. При испуге учащается пульс, повышается артериальное и внутриглазное давление. Если такая реакция вегетативной нервной системы часто повторяется и становится привычной (а для жителя мегаполиса это так и есть), то она приводит к перенапряжению глазных мышц, стойкому повышению внутриглазного давления и – как следствие – к глаукоме и иным проявлениям расстройств зрения (аметропии).

Глаукому мы можем рассматривать как психологическое экранирование, то есть защитное отгораживание от психических нагрузок. Страх, таким образом, – мощный провоцирующий фактор риска глаукомы

На многих сайтах, посвященных проблемам нарушенного зрения и в том числе глаукоме, встречаются достаточно нетрадиционные материалы для широкого читателя о психосоматике нарушенного зрения (эти тексты, как правило, не снабжены ссылками на научно-доказательные материалы, однако имеют право на существование).

Так, есть мнение, что сильные боли в глазном яблоке, характерные для глаукомы, отражают давление изнутри со стороны прошлых психологических травм, нежелание простить нанесенные в прошлом обиды, блокирование эмоций и чувств, преобладание печали. Врожденная глаукома означает переполнение матери печалью вследствие перенесенной сильной обиды

Конечно, эти теории некорректно считать применимыми ко всем без исключения больным глаукомой, иначе с ними невозможно было бы общаться, но доля истины в этом есть.

Известна также точка зрения на глаукому, объясняющая это заболевание глаз психологической реакцией избегания прямых зрительных контактов с кем-то или чем-то крайне нежелательным, связанным с тяжелыми переживаниями в прошлом. Эта гипотеза предполагает наличие собственно «оптического», физического зрения и так называемого «психологического» зрения, аккумулирующего негативный жизненный опыт. Предлагается принять, что эти две субстанции вступают в противоречие в ситуации вынужденного контакта с неприятным субъектом, что вызывает развитие болезненного состояния.

Сниженное зрение, по мнению ряда психологов, представляет собой компенсационный механизм ограниченного зрительного восприятия, выработанный в ответ на негативные психологические установки на выход из неприятных ситуаций: «Видеть тебя не хочу», «Уйди с глаз моих» и так далее

Есть также мнение о постоянном угнетении «истинной зрительной функции», о негативном воздействии на зрение плотно застроенного городского пространства и о позитивном воздействии больших озелененных пространств, то есть о воздействии физических свойств окружающей человека среды [https://econet.ru/articles/85095-psihosomatika-zabolevaniy-na-primere-plohogo-zreniya].

Итак, согласитесь, что в свете материалов, разобранных в статьях раздела «Актуальное», глаукома предстает перед нами как заболевание, сложнейшее по своей природе, может быть даже самое сложное из всех заболеваний глаз.

Сложность ее состоит не столько в диагностике, сколько в уровне изученности и поиске инструментов лечения, в том числе хирургических последнего поколения.

Ваша информированность о проблеме – залог успешного комплаенса с лечащим врачом и семьей.

Поэтому приглашаем читателей и всех заинтересованных к открытой дискуссии по проблеме глаукомы и сопутствующим вопросам на форуме и в формате переписки с редактором.

До встречи! Здоровья вашим глазам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *