Практика подтверждает тенденцию: со снижением эмпатии хирурга эффективнее его деятельность
Взаимная эмпатия врача и пациента – мощные стимулы противостояния глаукоме.
Специалисты Гарвардской медицинской школы Бостона (США) в 2015 году опубликовали статью в журнале «Хирургия кисти» (Journal of Hand Surgery), где речь шла о взаимосвязи расположенности врача к пациенту и доверия пациента к врачу с эффективностью решения ортопедических проблем. Было высказано мнение, что встречное сочувствие со стороны врача (эмпатия) на 65% определяет эффективность лечения; среди пожилых пациентов роль эмпатии в контакте с врачом возрастает. С этой публикацией можно ознакомиться здесь.
Выявленную закономерность можно уверенно распространить на взаимоотношения любых врачей, в том числе глазных врачей-хирургов и терапевтов, со своими пациентами, подчеркивая роль их со-настроенности и сотрудничества в лечении, тем более что при глаукоме обязательны регулярные посещения окулиста для мониторинга динамики внутриглазного давления, полей зрения, состояния зрительного нерва.
Как правило, такие контакты продолжаются достаточно длительное время, вплоть до нескольких лет после хирургического вмешательства (при соблюдении пациентом комплаенса – дисциплины лечения – и контролируемом течении заболевания).
Так, психолог из Ярославского педагогического университета Ольга Богачева в своей диссертации об эмпатии как профессионально важном качестве врача детально разбирает эту компетенцию и пишет, что «…контакты между врачом и пациентом — межличностное событие с определенной целью, и эффективность таких встреч сильно зависит от способности врача построить доверительные отношения» [http://www.rd.uniyar.ac.ru/upload/iblock/a47/ddissertatatsiya-dlya-pechati.pdf].
В этом исследовании впервые была выявлена специфика эмпатии терапевтов и хирургов. Было высказано мнение, что при профессиональном стаже хирурга от 10 до 30 лет его уровень эмпатии к пациентам снижен, не мешая выполнению профессиональных обязанностей, тогда как у терапевта в этом периоде трудовой деятельности эмпатия, наоборот, наиболее выражена, способствуя эффективному лечению пациентов. Следовательно, чем ниже эмпатия хирурга, тем эффективнее его деятельность. Практика подтверждает справедливость такого суждения.
Конечно, следует знать и принимать во внимание профессиональные особенности эмпатии специалистов разного профиля, но это не означает абсолютной утраты эмпатии – речь идет о тенденции, о динамике психологического состояния в профессии. Это своего рода защитная реакция на негатив, с которым приходят больные.
О. Богачева пишет, что эмпатия в современном понимании определяется как
- «процесс проявления чувствительности к состоянию другого человека;
- переживание как разделение чувств с другим с сохранением дистанции;
- установка, направленная на заботу и поддержку».
Для нас важна такая цитата из работы О. Богачевой:
Таким образом, это священный долг — сохранять уважение и избегать всего того, что может лишить пациента уверенности и подавить его дух»
Итак, эмпатия представляет собой общечеловеческое свойство, как пишет другой исследователь, Татьяна Поддубная, в своей статье о природе эмпатии, с которой вы можете ознакомиться здесь.
Однако психологический феномен эмпатии имеет и вторую сторону «поглощения и отражения» ─ это пациенты, то есть мы с вами. И если об эмпатии врача, направленной на пациента, в последние годы стали говорить больше (по крайней мере, при подготовке будущих врачей в отечественных медицинских вузах), то об эмпатии пациента, направленной на врача, – до настоящего времени не говорят никому и ничего.
Мнение Т. Поддубной созвучно мнению О. Богачевой о сниженном уровне эмпатии у врачей определенной специальности – хирургов. Но этот автор говорит о сниженной эмпатии врача в более общей форме: «…на первый взгляд может показаться, что высокий уровень эмпатии врача является необходимым условием для психологической поддержки пациента. Однако данный тезис в литературе опровергается: длительные эмоциональные перегрузки высокоэмпатийных людей в сфере помогающей деятельности приводят к быстрому эмоциональному выгоранию и личностному кризису. Наступает «отравление людьми», появляется холодность, резкость в общении, а к страданию других — раздражение и равнодушие».
Чем же мы можем помочь своим врачам? Бережным к ним отношением! Тем более что для российского пациента оно не слишком типично.
Заведомо исключая для себя крайние ситуации выгорания в общении со всеми врачами и в особенности – с глазными врачами, давайте сделаем выводы.
Мы говорили ранее, что необходимо выстраивать отношения сотрудничества с врачом, но скажем теперь более точно и отчетливо, каких границ мы не должны при этом пересекать.
- уважаем его рабочее время – на прием приходим с заполненным Дневником больного глаукомой и с сформулированными заранее вопросами и тревогами по ходу лечения;
- на прием приходим четко в назначенное время без опозданий; в случае непредвиденных обстоятельств предупреждаем медсестру или самого врача;
- не злоупотребляем его терпением и соблюдаем дистанцию в общении;
- активно участвуем в собственном лечении, стремимся знать о своем заболевании как можно больше; пользуемся возможностями данного сайта для получения информации и обратной связью для вопросов и ответов;
- если врач стал вашим спасителем – не стесняемся каждый раз выразить восхищение его врачебным талантом, знаниями, сердечностью ;
- если же компетенция врача (хирурга или терапевта) не устраивает – не стесняемся искать другого по отзывам пациентов и специалистов: зрение – слишком ценный элемент жизни